Сегодня в разделе Теория Автозвука, мы постараемся вместе
разобраться, как устроен мотор сабвуфера (магнитная система и
звуковая катушка), а так же узнаем с какими сложностями сталкиваются
производители при проектировании магнитной системы и звуковой катушки
сабвуфера.
Основа привода динамика осталась практически без
принципиальных изменений со времен выдачи первого патента в 1925 г. Пять
основных частей привода неизменны и незыблемы: магнит, полюсный наконечник,
передний и задний магнитопроводы и звуковая катушка. Задача первых четырех
элементов – создать по возможности мощное магнитное поле и сконцентрировать его
в зазоре между полюсным наконечником и верхним магнитопроводом. А "пятый
элемент” – звуковая катушка, обязан в этом поле двигаться при
протекании по обмотке тока. Все вроде бы просто. Однако подробностей за эти годы
выяснилось немало.
Самая консервативная часть привода – материал
магнитопроводов. Ничего, кроме магнитомягких материалов, а проще говоря –
отожженной малоуглеродистой стали, почти чистого железа, здесь не применяется. С
материалами для магнитов колдовали долго, вначале перепробовав разнообразные
литые магниты из специальных сплавов, а затем, с разработкой ферритовых
композиций, вопрос практически закрылся. Металлические магниты теперь
применяются практически исключительно в пищалках, где масса магнита мала и можно
использовать значительно более эффективные редкоземельные сплавы – почти всегда
на основе неодима. Крупных магнитов из неодимовых сплавов не делают лишь потому,
что элемент этот в самом деле редкий, и большая часть выпуска идет, на
изготовление микродвигателей.
Момент истины в проектировании привода – как
обеспечить эффективное взаимодействие магнитного поля и звуковой катушки,
которая в него погружена. Геометрия и пропорции рабочего зазора магнитной
системы и звуковой катушки – необъятный простор противоречий и компромисов.
Основной параметр, определяющий результаты этого взаимодействия – так
называетмый силовой фактор B x L, часто приводимый в технических характеристиках
породистых динамиков. Силовой фактор – произведение индукции в зазоре на длину
провода звуковой катушки, находящуюся в пределах этого зазора. Чем больше
силовой фактор, тем более контролируемым становится движение диффузора и тем
больше его электрическое демпфирование. Ясно, что чем массивнее магнит, тем
силовой фактор будет больше, поскольку будет больше индукция. Но последняя
величина зависит также и от размеров зазора: чем шире кольцевая щель в магнитной
системе, чем она большего диаметра и чем она глубже (чем толще верхний
магнитопровод), тем меньше будет индукция в зазоре, поскольку магнитное поле
окажется "размазанным” в пространстве. Сделать зазор узким, маленьким и
неглубоким – и негде будет поместить звуковую катушку, намотанную достаточно
толстым проводом. Уменьшить сечение провода – возрастет сопротивление и упадет
отдача. И так далее. А если принять во внимание, что диаметр звуковой катушки
небезразличен и для поведения диффузора, ситуация еще усложняется.
Существует два основных типа геометрии звуковой
катушки в зазоре: короткая катушка и длинная катушка. Длинной звуковая катушка
по длине существенно превышает глубину зазора в магнитной системе и в каждый
момент "работает” только часть витков, находящаяся в пределах его глубины. Эта
часть, а следовательно, длина пповода, находящаяся в зазоре, будет оставаться
неизменной пока внутрь зазора не войдет край катушки. Динамик считается
работающим в линейном диапазоне перемещений диффузора, именно до этого момента.
То, насколько катушка длиннее зазора и будет определять максимальный линейный
ход диффузора – знаменитый X max.
Но, поскольу только те витки, что попали "в поле”
реально работают, плотность намотки стараются сделать наибольшей и именно за
этим придумали в свое время ленточную намотку плоским проводом, уложенным на
ребро. Сейчас многослойные катушки, выполненные обычным круглым проводом, мирно
уживаются с однослойными ленточными, а высший пилотаж в смысле плотности намотки
показала датская компания Dynaudio, которая использует провод шестиугольного
сечения, полностью заполняющий медью сечение обмотки. В результате, правда,
каждую звуковую катушку наматывают вручную в течение 30 минут (по норме), что
потом соответственно отражается в цене готовой продукции.
Привод с длинной звуковой катушкой применяется в
подавляющем большинстве сабвуферных динамиков и любим производителями за
возможность получить большую индукцию в коротком зазоре, сделать звуковую
катушку большой и хорошо охлаждаемой, получить большой ход дифузора. Короткая
катушка в пределах линейного диапазона находится полностью внутри магнитного
зазора. Сам зазор при этом приходится делать длиннее, а катушку – короче,
поэтому типичные значения силового фактора B x L у таких динамиков – меньше.
Казалось бы, при таких делах можно эту конструкцию и похоронить, но именно она
обеспечивает наименьшие искажения при больших ходах диффузора.
Типичная картина изменения силового фактора со
смещением звуковой катушки для двух типов привода выглядит следующим
образом:
У длинной звуковой катушки поведение в пределах
линейной области пристойное, а за его пределами – значение силового фактора (а,
значит, вносимые искажения) меняется довольно плавно. При выходе короткой
катушки из зазора искажения нарастают быстро, зато пока этого не случилось,
линейность – идеальная.
Здесь есть одна тонкость: различные сочетания
длины звуковой катушки и глубины зазора определяют разное поведение динамика на
границе его линейного диапазона (и за ней). Возьмем два динамика – у одного
глубина зазора (толщина верхней плиты магнитной системы 8 мм, а длина звуковой
катушки – 12 мм. У другого – 4 мм и 8 мм соответственно. Максимальный рабочий
ход диффузора у обоих будет одинаковым – 2 мм (12-8)/2 = (8-4)/2 = 2.
Однако у первого, с большим отношением глубины
зазора к X max за пределами линейного диапазона, нелинейность будет нарастать
относительно плавно, а второй = захрипит уже при незначительном превышении X
max. Так что есть прямой смысл смотреть не только на величину X max из
документации, но и на толщину переднего магнитопровода на самом динамике – чем
больше, тем лучше.
Другой источник искажений, определяемых
конструкцией привода – его ассиметрия. В идеальном случае сила, действующая на
звуковую катушку при движении в одну и другую сторону, то есть внутрь магнитной
системы и наружу, должны быть одинаковы по величине. Не будет этого – искажения
сигнала неизбежны. Для этого магнитное поле, создаваемое в зазоре, должно быть
максимально симметричным. Так бы оно и случилось, без особых ухищрений, если бы
все магнитное поле оказывалось в зазоре. На деле этого не происходит и силовые
линии поля "выплескиваются” из зазора и образуют поле рассеяния. Но, поскольку
выше зазора – воздух, а ниже – сталь полюсного наконечника, рассеяние происходит
существенно несимметрично.
Чтобы как-то навести симметирию, некоторые фирмы
применяют более сложную геометрию рабочего зазора магнитной системы. Некоторые,
например, просто удлинняют полюсный наконечник (в сабвуферах
Kicker, например, очень это любят)
В результате магнитная обстановка сверху и снизу
существенно выравнивается, но дается это в результате увеличения общего
рассеяния – силовые линии "лезут” вверх по стволу удлинненного полюсного
наконечника, а место им – в зазоре, все остальное – нежелательные побочные поля.
Для компенсации возросшего рассеяния приходится ставить более мощные магниты.
Другие фирмы идут "от противного” и уменьшают рассеяние ниже магнитопровода, для
чего полюсный наконечник делается ступенчатым.
Более "тощий” ствол замыкает на себя меньше
силовых линий и они поневоле скапливаются в зазоре, но возрастает общее
магнитное сопротивление системы и падает индукция в зазоре. Вообще, магнитное
сопротивление стараются сделать возможно меньшим, для этого часто полюсный
наконечник выполняют заодно с нижним магнитопроводом, чтобы не было лишнего
стыка, хотя это намного хлопотнее, чем сделать их по отдельности и соединить при
сборке. Еще одно, довольно эфективное, но не очень распространенное решение –
полюсный наконечник с выемкой, можно найти в довольно пафосных марках динамиков.
Здесь, помимо усложнения технологии, возрастает чувствительность к разбросу
характеристик магнита, поэтому менее притязательные изготовители головок на
такое решение идут неохотно.
Особняком стоят радикальные решения – вывернутые
"наизнанку” магнитные системы, у которых магнит – внутри звуковой катушки, а
все, что вокруг – магнитопровод, замыкающий магнитную цепь.
Такие "обращенные” магнитные системы сделаны
главным образом для того, чтобы улучшить линейность работы диффузора, а с точки
зрения их функционирования как "мотора” – сплошная головная боль для
разработчиков – оттого они и редки.
Привод динамика, как любая машина постоянного
тока – обратим, то есть одновременно работает и как своего рода трансформатор.
При движении звуковой катушки в мощном магнитном поле в ней наводится ЭДС и
протекает ток, поскольку катушка закорочена практически нулевым выходным
сопротивлением усилителя. Этот ток приводит к модуляции магнитного поля в
зазоре, а поскольку звуковая катушка то "надета” на полюсный наконечник, то
вылезает наружу, характер этой модуляции тоже ассиметричен и приводит к
дополнительным искажениям. Для снижения этих нежелательных эффектов необходимо
сделать так, чтобы, оставаясь эффективным двигателем, привод динамика перестал
быть эффективным трансформатором. Известно, что злейший враг трансформатора –
короткозамкнутые витки. Вот их-то и поставили на службу обществу в
усовершенствованных магнитных системах. Чаще всего такие короткозамкнутые витки
делаются в виде покрытия медью верхнего торца полюсного наконечника,
установки медного (реже – алюминиевого) наконечника…
…или с помощью так называемого "стабилизатора
магнитного потока” – проводящего кольца, установленного у основания полюсного
наконечника, подобная конструкция замечена в сабвуферах марки Fi Audio.
Побочным эффектом от короткозамкнутых витков в
различных вариантах является уменьшение индуктивности звуковой катушки, из-за
влияния которой с повышением частоты растет импеданс сабвуфера. Поэтому косвенно
о наличии описанных устройств в конструкции динамика можно судить по величине
индуктивности звуковой катушки. Если величина этой индуктивности 5-6 дюймового
мидбаса не превышает 0,3-0.4 мГн, а у сабвуферов 10 – 12 дюймов 0,6-1,0 мГн,
можно дать голову на отсечение, что создатели динамика позаботились о
стабилизации потока, за что им можно быть только признательными.
|