Вот и настали времена, когда бытовым видео-проектором или плазменной
панелью с диагональю полтора метра уже никого не удивишь. Технологии
идут вперед, и уже не за горами полноценное трехмерное телевидение. Тем
интереснее вспомнить, какими устройствами разбавлялись серые будни лет
эдак 30-40 назад. Да не просто вспомнить, а попробовать скрестить их
возможности с возможностями современных цифровых технологий.
Итак, имеется раритетное устройство — проектор диафильмов «Экран»
1977 года выпуска. Проектор полностью рабочий, если бы не одно но:
диафильмы на фотопленке за давностью лет настолько потеряли
цвет/контрастность и поблекли, что разглядеть что-нибудь на
спроецированной картинке очень сложно. Что же делать? Читатели блога DIY
уже знают ответ — нужно сделать диафильм самому!
В общем, я придумал, и что самое интересное, проверил, поистине
«народный» способ изготовления диафильмов. (Понимаю, понимаю, это мало
кому нужно… черт, да это вообще никому не нужно! Но коль я здесь, так уж
и быть, продолжу…) Он предельно простой, требует наличия всего лишь
бытового компьютера и принтера, материалы есть в продаже в любом городе.
То есть, мы не будем заморачиваться с нанесением диафильма на
фотопленку, проявку и фиксацию химическими реагентами. Мы диафильм
напечатаем! На обычном лазерном принтере. На обычной прозрачной плёнке Lomond,
которая продаться в компьютерных магазинах. Современные разрешения
черно-белых лазерных принтеров составляют 1200 dpi, что вполне
достаточно чтобы получить 1050×800 точек на стандартном кадре диафильма.
Да, диафильм получится черно-белым, но разве это недостаток, если
процесс создания — это чистое творчество, близкое к киноискусству и
мультипликации? Да-да, мы не будем печатать уже готовые сканы советских
диафильмов — мы будем делать свой диафильм абсолютно «с нуля».
Лирическое отступление. Когда я был маленький, я
очень любил диафильмы. Процесс просмотра мне всегда напоминал некоторое
таинство. Вначале заправляется пленка в проектор, обязательно «вверх
ногами». Выключается свет, выравнивается положение картинки на стене,
настраивается резкость. Появляется первый кадр, и начинается просмотр.
Люди сидят тихо в темноте, только светятся прорези на проекторе и экран.
Каждый кадр диафильма выезжает под тихий скрип валика, крутящегося под
пальцами оператора. Кто-то вслух читает подписи к кадрам, и когда все
рассмотрели, начинается прокрутка к следующему кадру. Пока идет
прокрутка, многие находятся в ожидании — что же будет дальше? Процесс
неспешный, но очень увлекательный.
Итак, начнём воплощать нашу идею в жизнь. Нам понадобится компьютер,
программа векторного рисования, лазерный принтер с разрешением 1200dpi и
прозрачная пленка для лазерных принтеров.
Вначале рисуем в векторах диафильм. Для этого нужно знать стандартные размеры кадра (я их замерил на обычном диафильме):
На листе A4 по вертикали помещается 14 кадров. Если диафильм длинее, на
том же листе можно сразу печатать несколько столбцов, затем склеивать
ацетоном. При рисовании главное сильно не мельчить, и помнить, что
конечная картинка будет размером около 1050×800 точек. После рисования
нужно отпечатать диафильм на листе белой бумаги, проверить получившиеся
размеры, рассмотреть под лупой качество картинки, в общем, подобрать
оптимальный режим печати. Когда всё устраивает, финально напечатать на
листе прозрачной пленки.
Затем ножницами или острым резаком вырезается напечатанная лента, при
необходимости склеивается, и вставляется в проектор. Все! Можно
начинать просмотр.
В качестве проверки своей идеи я нарисовал короткий 12-ти кадровый
диафильм, напечатал его, и вставил в диапроектор. И был приятно удивлен —
пикселизации на увеличенном диапроектором изображении практически
невидно, а сама черно-белая картинка похожа на кадры из старинного
немого кино. Я почувствовал себя почти Чарли Чаплиным, который, как
известно, был не только великим режиссером, но и много экспериментировал
с технологией киносъемки.
Краска на плёнке держится крепко, после нескольких просмотров деградации
и осыпания картинки не произошло. Плёнка не плавится от лампы внутри
диапроектора, так как рассчитана на контакт с разогретым барабаном
лазерного принтера.
В общем, эксперимент получился. Но самой большой удачей я считаю то,
что мой ребенок прекрасно воспринял черно-белый диафильм, а после
просмотра несколько раз показывал, как кот прыгнул за мышкой, и как та
убегала.
Немного о диафильме
Диафильм называется «Мышка и сыр». Сюжет построен по канонам
дуализма, и пропитан размышлениями о характерах героев. С одной стороны,
мышка поступает нехорошо, возжелав чужой сыр. С другой стороны — она
храбрая и сметливая особа, сумевшая использовать зло себе во благо.
Образ зла в виде кота, служащего невидимому хозяину, не оставит
равнодушным ни одного эстетствующего критика.
… Я раздумывал, стоит ли размещать здесь превью диафильма. Вспомнив,
что народ лихо размещает комиксы xkcd, решил — а чем десяток кадров
диафильма хуже? Снижаем скорость чтения, и неторопливо перематываем,
разглядывая совершенство линий в каждом кадре:
Ссылки на исходники диафильма:
Диафильм (вектор) в виде SVG файла: http://rghost.ru/2674015
Диафильм (вектор) в виде XAR файла: http://rghost.ru/2674037
Диафильм (растр) в виде одной PNG картинки, 1200 dpi: http://rghost.ru/2674061
Диафильм (растр) в виде набора PNG-картинок для просмотра на мониторе: http://rghost.ru/2674095
|