Цены на дачи, например, нынче выражаются пяти-шестизначными
числами, на стройматериалы цены тоже растут как на дрожжах. Не каждому удается
получить и садовый участок. Детские лагеря чахнут, цены на путевки в дома отдыха
«кусаются». А выехать с детьми в каникулы горожанину на природу во как
необходимо! Где же выход?
Отличный вариант — дача на колесах. Сделать ее
при желании может каждый, была бы охота. Есть собственный буксировщик —
автомобиль — прекрасно. Нет — выручат друзья, знакомые, отвезут на лоно природы,
не так это сложно. И живи в любом месте. Надоело — поменяй его. Где рыбку
половить, где ягод, грибов пособирать. Даже интереснее, чем в сельском доме, на
одном месте. Кому что по душе!
Рис.1.
Внешний вид самоджельного прицепа дачи.В отличие от многих
других типов прицепных дач - данный прицеп - дача имеет цельноклеенный из
березового шпона бескаркасный кузов, после выклейки усиленный ребрами жесткости
и вставным полом из фанеры толщиной 12 мм. Габаритные размеры кузова: 3500Х
1900X2100 мм, что позволяет человеку нормального роста находиться внутри, не
испытывая никаких неудобств (рис. 2)
Рис.
2 . Самодельный прицеп-дача.
А — вид сбоку слева (справа двери нет),
Б — вид спереди, В — вид сверку; Г — вид сзади; пунктиром показан вариант формы
верхней части.Оконные коробки склеены из фанеры толщиной 10 мм.
В проем вставлены алюминиевые полоски толщиной 2,5 мм — для установки резиновых
уплотнителей при остеклении. Дверная коробка — из сосновых брусков 30 х 30 мм,
вклеенных в кузов (до выпиливания проемов!).
Дверь — двойная: наружный
слой — фанера толщиной 10 мм, внутренний 3 мм, между ними — слой пенопласта
толщиной 30 мм. Навесы врезаны в бруски коробки. Внутренняя поверхность кузова
оклеена пенопластом марки ПХВ-1 толщиной 16 мм, лицевой внутренний слой стен
покрыт линкрустом, потолок — плотной бумагой, пол — линолеумом. Стены кухонного
отсека оклеены синтетической плиткой. Электропроводка — скрытая в толще
пенопласта. Прямо импортный вариант! Даже лучше.
Технология изготовления кузова прицепа-дачи.
Для выклейки
кузова была сделана секционная разборная форма-болван из досок и фанеры (рис.
3). Закругленные поверхности сопряжения плоскостей изготовлялись из гипса. После
зачистки на поверхность формы наклеено несколько слоев оберточной бумаги.
Последний слой покрыт парафином и служит разделительным при выклейке.
Рис.3.
Конструкция болвана для выклейки кузова:
1 — боковаи панель (фанера
или доски); 2 — углы (прямые) из фанеры, 3 — углы двоякой кривизны из гипса; 4 —
крышевая панель (фанера с загибом на борта), 5 — панель скошенной части кузова
(фанера с загибом на крышу), 6 — торцевая панель (фанера с загибом на борта), 7
— бруски каркаса.Кузов выклеивался в два этапа: сначала —
верхняя, затем — нижняя часть, после чего половинки склеивались по поясному
ребру жесткости. Последовательность наложения слоев такова первый слой — марля,
затем шпон, нарезанный на полоски размером 500х50 х 0,8 мм, на казеиновом клею,
в четыре слоя внахлест под углом 30—60°. Каждые 0,5 м2 наложенного шпона
прижимались к форме полосками из фанеры 500 х 20 х 4 мм и «мухами», которые
прибивались временно гвоздями 25 х 1 мм и удерживались до полного высыхания
клея, для чего при комнатной температуре требуются сутки.
Затем планки и
«мухи» снимались, наклеивался второй слой шпона, после него - третий и
четвертый. Промежуточные слои подчищались рашпилем в тех местах, где по тем или
иным причинам образовывались неровности, морщины и тому подобные дефекты. После
наклейки последнего слоя поверхность зачищалась и оклеивалась тканью.
По
окончании выклейки и полного высыхания кузова в течение нет скольких суток в
него вклеивались рамки оконных и дверных проемов, после чего сами проемы
вырезались узкой пилой-ножовкой. Делать наоборот (то есть сначала вырезать
проемы, а потом вклеивать рамки) не рекомендуется, так как возможно коробление
оболочки кузова. Углы оконных и дверных проемов после зачистки дополнительно
оклеиваются полосками ткани.
Пол формовался отдельно, из полос фанеры
толщиной 4 мм, в три слоя на клею, окантовывался бруском 50Х 50 мм и вклеивался
в «юбку» кузова. При наличии высококачественной фанеры толщиной 12 мм дно может
быть изготовлено в один слой.
Встроенная мебель выполнена из деревянных
брусков и фанеры, с использованием для отделки орехового шпона и цветного
пластика
Кухонный комплект состоит из стола с ящиками для продуктов,
посуды, мусорного ведра и мелких хозяйственных предметов. В поверхность
столешницы встроены: двухконфорочная газовая плита и мойка (пластмассовый
тазик). Газовые баллоны размещены под столом, водяной бачок у потолка
Оборудование.
В соответствии с техническими условиями на
изготовление прицепов «Теремок» имеет всю необходимую электросигнализацию с
питанием от автомобиля-тягача:
а) фонари «стоп», «поворот» и «габариты»
от автомобиля «Жигули»;
б) стекла верхних габаритных огней спереди и сзади
от автомобиля «Волга» М 24;
в) фонарь освещения номерного знака от
автомобиля «Запорожец»;
г) катафоты спереди и сзади треугольной формы от
грузовых автоприцепов;
д) освещение салона — двумя плафонами от автомобиля
"Победа". (По секрету: почти все это из утиля, но выглядит как новое благодаря
золотым рукам мастера.) Электросхема приведена на рисунке 4.
Рис.
4. Схема электропроводки и подключения к электросистеме автомобиля:
1
- провода к электросистеме автомобиля, 2 - разъем четырехконтактный, 3 —
габаритные огни передние, 4 — выключатель кухонной лампы, 5 — кухонная лампа, 6
— потолочный плафон, 7 — выключатель плафона, 8 — выключатель настольной лампы,
9 — настольная лампа, 10, 13 — соединительные колодки, 11 —задние фонари
(габарит, указатель поворотов, стоп-сигнал), 12 — фонарь освещения номерного
знака, 14 — общий выключатель внутренних потребителей тока; схема
предусматривает общую массу.
Внешняя отделка.
Поверхность кузова грунтуется, шпаклюется и
окрашивается синтетическими эмалями под цвет машины-тягача Нижнюю часть
желательно красить в более темные тона, верхнюю — в светлые. Над окнами и над
дверью устанавливаются водостоки из алюминия, нержавеющей стали (или готовые — с
разбитых автомашин). Эмблема — накладная, из фанеры толщиной 10 мм.
Ходовая часть.
При изготовлении ходовой части использована
принципиальная схема хребтового прицепа для перевозки лодки или катера (рис. 5).
Конструкция состоит из основной рамы-ложа, сваренной из балок П-об-разного или
коробчатого сечения (могут быть также использованы стальные трубы 0 60—80 мм),
перекладин, дышла с кронштейном и сцепного устройства. Два трапециевидных рычага
поперечной подвески (от ийвалидной мотоколяски) закреплены шарнирно в проушинах
рамы резьбовыми пальцами, проходящими через резиновые втулки; реактивные рычаги
служат для гашения вибраций, возникающих при движении.
Рычаги подвески
опираются на пружин-но-гидравлические амортизаторы, взятые от мотоцикла «Восход»
или «Ява». Они устанавливаются попарно с каждой стороны. Колеса в сборе с
дисками — от мотоколяски СЗА (размер 5—10)
Кузов крепится к раме ходовой
части десятью 8-мм болтами с шайбами большого размера.
Рис.
5. Конструкция тележки.
А - общая компоновка:
1 - замок сцепного
устройства под шар 050 мм, 2 — страховочная цепь, 3 - передняя опора днища
кузова, 4 - разъем электросистемы, 5 - запасное колесо на кронштейне, 6 - скоба
крепления опоры в походном положении, 7 - опора дышла в стояночном положении, 8
- боковая опора днища кузова, 9 - поперечный коробчатый лонжерон рамы, 10 -
траверса крепления амортизаторов, 11 - дышло, 12 - болт сайлентблока подвески
переднего качающегося рычага, 13 - щека передних сайлентблоков, 14 - амортизатор
подвески. 15 - передний качающийся рычаг, 16 - колесо (шина 5Х10), 17 -
качающийся рычаг полуоси, 18 - болт сайлентблока, 19 - щека задних
сайлентблоков.
Б - узел крепления рычага подвески к коробчатому
лонжерону:
1 - коробчатый лонжерон, 2 - проушина рычага, 3 - болт
сайлентблока, 4 - рычаг, 5 - щека, 6 - резиновый вкладыш.
В - верхний
узел крепления спаренных амортизаторов к траверсе:
1 - траверса, 2 -
шпилька М10, 3 - ушко крепления шпильки, 4 - амортизатор.
Г - полуось и
ступица колеса:
1 - резьбовой хвостовик полуоси, 2- подшипник наружный, 3
- ступица, 4 - фланец крепления диска колеса, 5 - подшипник внутренний, 6 - ушко
крепления амортизаторов, 7 - шпилька крепления диска колеса, 8 - сальник, 9 -
сварка, 10 - качающийся рычаг подвески.
Д - нижний узел крепления
спаренных амортизаторов к качающемуся рычагу подвески:
1 - амортизатор, 2
- сайлентблок, 3 - шпилька M10, 4 - рычаг подвески