Двухцилиндровый компрессор автомобиля ЗИЛ-130 .
Основные детали компрессора следующие: блок цилиндров, головка блока,
картер, передняя и задняя крышки. Коленчатый вал компрессора,
вращающийся в шарикоподшипниках , шатунами и поршневыми пальцами соединен
с поршнями. На переднем конце коленчатого вала имеется сальник, а на шпонке
установлен шкив, кооторый закреплен гайкой. На заднем конце коленчатого
вала есть уплотнитель 7, закрытый крышкой . В стенке блока цилиндров сделано
отверстие для воздуха, поступающего внутрь цилинндров через впускные
пластинчатые клапаны . В головку блока над каждым цилиндром ввернута пробка, в
которую помещена пружина нагнетательного клапана , установленного в седле.
Нижние головки шатунов разъемные и имеют регулировочные прокладки.
Пневматический компрессор поршневой, двухцилиндровый (базовая модель 130-3509).
Технические характеристики компрессора:
Номинальный диаметр цилиндра, мм - 60
Ход поршня, мм - 38
Номинальный рабочий объем, см3 - 214
Частота вращения вала, мин-1:
Номинальное - 2000
Производительность, л/мин - номинальная - 210
Потребляемая мощность, кВт - 2,1
Нажмите на картинку чтобы увеличить
1. вход - выход охлаждающей жидкости. 2. сапун - резервуар системы смазки. 3.
коленвал. 4 швеллер основание. 5 сливная пробка.
Начнём с доработки самого компрессора.
Сбоку компрессора на уровне 10 мм ниже центра коленвала следует просверлить
отверстие и нарезать резьбу под пробку для заливки масла (применял М8Б) в
удобном месте, с любой стороны и под пробку в швеллере, служащем поддоном для
слива масла. В крышку заднего подшипника следует ввернуть штуцер с трубкой или
маслостойким шлангом, который соединяется с ёмкостью, расположенной на уровне
головки блока цилиндров. Я использовал бачок для тормозной жидкости цилиндра
сцепления ВАЗ. Он выполняет кроме функций смазки ещё и функцию сапуна, т. к.
некоторая часть воздуха просачивается в картер компрессора, и если не поставить
сапун – масло из него выгонит. Во время работы излишек масла выдавливается в
ёмкость и скапливается в расширительном бачке, заметны пузырьки
выходящего воздуха. Для установки сапуна следует выкинуть
приёмный клапан масляной магистрали.
1. коленвал. 2. картер. 3. прокладка. 4. крепежные болты. 5. подшипник. 6.
пружина. 7. клапан.
Из конструкции клапана видно, что при давлении в магистрали двигателя 2 - 4
кг/см2, давление в канале коленвала мизерно, поскольку площадь прилегания
клапана 3,5 см2, а усилие прижимной пружины незначительно и основная масса
масла вытекает в зазор между крышкой и стаканчиком клапана. А та доля масла
которая попала в канал коленвала выдавливается в сопряженсилыие коленвал -
вкладыш за счет центробежной силы создаваемой вращением коленвала. То же самое
происходит если изменить конструкцию шатуна. Просверленые и раззенкованые
отверстия захватывают масло из картера, а центробежная сила выдавливают его в
сопряжение вкладыш-коленвал.
Нажмите на картинку чтобы увеличить
Для изменения системы смазки следует
просверлить по два раззенкованных отверстия в указанном месте каждого шатуна в
сборе с вкладышами, и по одному в крышках шатунов, для чего следует разобрать
компрессор, сняв головку и отвернув шатуны.
Данных отверстий вполне достаточно для смазки вкладышей разбрызгиванием. Во
время работы компрессора образуется масляный туман, которого вполне достаточно
для смазки цилиндров. Аналогичная конструкция смазки применялась на тракторе
Фордзон, Сталинец и др., и на моей конструкции отлично зарекомендовала себя.
Никаких стуков шатунов ещё не слышал.
Разгрузка компрессора ( на шоферском жаргоне - солдатик) остаётся стандартная,
ей можно регулировать необходимое давление, после которого компрессор будет
отключаться. Трубка разгрузочного устройства должна быть соединена с расходным
ресивером. На ресивере следует установить манометр для контроля давления.
И уж что совсем хорошо – перегрузочный клапан. Все детали лучше
использовать автомобильные. Если компрессор будет использоваться для покраски
а/м, то стоит позаботиться об осушителе воздуха, в качестве которого можно
использовать спиртушку а/м КамАЗ. Они бывают двух видов, на 250мл и
1000мл
Она должна быть расположена в ветви между компрессором и ресивером. В качестве
осушителя можно использовать спирт 96%, ТОСОЛ.
Нажмите на картинку чтобы увеличить
Регулятор давления пневматического тормозного привода автомобиля ЗИЛ-130.
Он предназначен для автоматического поддержания необходимого давления сжатого
воздуха в системе. 1 - кожух; 2 - пружина регулятора; 3 - упорный шарик; 4 -
регулировочный колпак; 5 - шток клапанов; 6 - штуцер; 7 - сетчатый фильтр; 8 -
фильтр; 9 - уплотнительное кольцо; 10- корпус регулятора давления; 11 -пробка
фильтра; 12 - пружина клапана; 13 - впускной клапан; 14 - выпускной клапан; 15
- регулировочные прокладки; 16 - контргайка регулировочного колпака; А -
впускное отверстие; Б - отверстие, соединяющее внутреннюю полость регулятора с
атмосферой; В - отверстие, ведущее к фильтру.
Колпачок 4 служит для установки давления при котором компрессор переходит
на холостой ход, прокладки 15 служат для установки давления при котором
компрессор снова включается.
Нажмите на картинку чтобы увеличить
Регулятор давления соединяется отверстием В через фильтр 7 с каналом разгрузки
1. При давлении установленном на регуляторе давления колпачком 4, воздух
попадает через канал 1 в подплунжерное пространство разгрузочного устройства и
сжимая пружину 4 поднимает плунжеры 6. На плунжерах установлены уплотняющие
резиновые кольца 7. Поднимаясь, плунжеры через свои штоки приподнимают впускные
клапана и прекращают подачу воздуха в рессивер , так как воздух начинает
перекачиваться из одного цилиндра в другой. Когда давление воздуха в рессивере
снизится ниже уровня установленного регулировочными прокладками 15, доступ
воздуха в канал В прекращается и подплунжерное просторанство через канал 1 и
через канал Б соединяется с атмосферой.
плунжера 6 под действием пружины 4 возвращаются в исходное положение, впускные
клапана отпускаются на седла и компрессор начинает поднимать давление до уровня
установленного колпачком 4 регулятора давления.
Перегрузочный клапан на шоферском жаргоне - пердун.
Устанавливается в рессивер и защищает систему от чрезмерного повышения давлния
в случае неисправности разгрузочного устройства. Его срабатывание
устанавливается на уровне на 1 - 2кг/см больше того на которое установлено
срабатывание разгрузочного устройства.
Нажмите на картинку чтобы увеличить
1 штуцер - гнездо клапана. 2.корпус. 3. шарик. 4. пружина. 5 контргайка.
регулировочная резьбовая втулка. 7 нажимной шток.
Проставка
для установки датчика.
Если возникнет желание чтобы во время холостого хода компрессора отключался
двигатель, можно сделать автоматику включения - отключения. Для этого
потребуется проставка между регулятором давления и каналом разгрузки, для
установки порогового датчика давления. В качестве которого применяется
выключатель стопсигнала (ВК12Б) от автомобилей ГАЗ, УАЗ и т.д. Его номер по
каталогу -40П-37210010. Кто чувствует уверенность в работе с металлом может
просверлить и нарезать отверстие непосредственно в канале 1 разгрузочного
устройства. Если удастся найти датчик давления у которого контакты размыкаются
при включении давления, то упростится схема управления.
Все опасения по поводу перегрева компрессора – БЕЗОСНОВАТЕЛЬНЫ, поскольку
рабочая температура компрессора на автомобиле – 90 гр. С, а компрессор без
охлаждения, работающий на постоянных оборотах, по опыту, редко нагревается выше
60 гр. С. Но и температура 120*С для него не критична. Не нужно проводить
аналогию с ДВС, там происходят совсем другие процессы. В случае напряженной
работы компрессора можно сделать испарительную систему охлаждения. Емкость на 4
- 5 литров соединенную шлангами с входом - выходом жидкости охлаждения в
головку и установленную выше уровня головки. В таком случае температура не
поднимется выше 100*С.
Кроме того:
Для более мягкой работы компрессора, на его шкив желательно установить маховик
(и отбаллансировать его).
Успехов всем кому в чем-то поможет эта страница.