Точная установка момента зажигания горючей смеси в цилиндрах двигателя
автомобиля - процесс кропотливый, требующий определенного навыка и больших
затрат времени. Описываемый ниже прибор позволяет быстро и легко выполнить эту
операцию в любых условиях.
Действие прибора основано на использовании стробоскопического эффекта. Если
мгновенными вспышками света, синхронизированными с импульсами высокого
напряжения на запальной свече первого цилиндра, освещать установочные метки на
ободе маховика и корпусе работающего двигателя, то подвижная метка будет
зрительно казаться неподвижной. Если угол опережения выставлен неверно, то по
взаимному расположению меток легко определить, в какую сторону и на сколько
необходимо повернуть планку регулятора угла опережения зажигания.
Схема прибора изображена на рис. 1. Источником света в приборе служит
импульсная фотолампа H1. Прибор питается от аккумуляторной батареи (напряжением
12 В, с корпусом соединен минусовой вывод) автомобиля, двигатель которого
регулируют. Напряжение питания, необходимое для работы лампы (около 250 В), дает
преобразователь на транзисторах V1 и V2 и трансформаторе Т1 и выпрямитель на
диодной сборке V3. Поджигающий импульс снимается со свечи первого цилиндра через
ограничительные резисторы R4-R6.
рис. 1
Трансформатор намотан на магнитопроводе Ш 16Х20. Обмотки / и /// наматывают
одновременно в два провода ПЭВ-2 0,5, число витков-21. Таким же образом
наматывают и обмотку // (7 витков провода ПЭВ-2 0,15), причем начало одной
полуобмотки нужно соединить с концом другой-это соединение будет служить
отводом. Обмотка IV содержит 500 витков провода ПЭВ-2 0,2. Конденсаторы С2 и С3-
бумажные на рабочее напряжение не менее 400 В. Транзисторы V1 и V2 желательно
подобрать близкими по параметрам. Резистор R1 проволочный, остальные- МЛТ.
Конструктивно прибор состоит из двух узлов: осветителя и переходника. Внешний
вид осветителя показан в заголовке статьи. Он выполнен в виде пистолета. В
футляре размещены все детали прибора, кроме резисторов R4-R6. Основанием, на
котором установлены детали осветителя, служит металлическая фигурная пластина,
расположенная в футляре вертикально. Размещение деталей на пластине показано на
рис. 2. Спереди размещен рефлектор с импульсной лампой (использован без
переделки от фотовспышки "Луч-70"). Кнопка S1 прибора смонтирована в ручке.
Футляр склеен из листового пластика.
Рис. 2. Вид на монтаж осветителя: 1 -
рассеиватель. 2 - рефлектор с импульсной лампой, 3 - накопительные
конденсаторы, 4 - теплоотводы, дюралюминий. 5 - транзисторы, 6 -
электролитические конденсатор К50-6, 7 - монтажная плата, стеклотекотолит,
8 - диодная сборка КЦ402И, 9- пластина-основание, дюралюминий. 10 -
трансформатор. 11 - резистор МЛТ-23,6 к
Устройство переходника показано на рис. 3. В корпусе 3, выточенном в виде
трубки из твердого теплостойкого изоляционного материала (текстолита,
гетинакса), смонтированы резисторы R4-R6. Провод, соединяющий переходник с
осветителем, должен быть с изоляцией, рассчитанной на напряжение не менее 15 кВ.
В радиальном отверстии корпуса переходника смонтирован стальной стержень 4,
оканчивающийся с нижнего (по рис. 3) конца пружинным зажимом для фиксации на
выводе запальной свечи двигателя, а с верхнего-резьбовым наконечником 2,
аналогичным по форме выводу свечи.
Правильно собранный прибор налаживания не требует. Работают с прибором в
следующем порядке. Со свечи первого цилиндра (при остановленном двигателе)
.снимают контактный колпак, надевают на ее вывод переходник . прибора и на
переходник надевают колпак свечи. Подают питание на прибор (вилку шнура питания
прибора включают в розетку бортовой сети автомобиля). На кожухе маховика снимают
крышку смотрового окна и запускают двигатель. Нажимают на кнопку включения
прибора и направляют его свет на маховик. Если метки на маховике и корпусе
двигателя не совпадают, смещают планку регулятора угла опережения зажигания до
совпадения меток. Затем двигатель останавливают и отключают прибор.
РАДИО N 1, 1979 г., с.28.
|