Моделист-Конструктор 1966 №7
Лето вместе с радостью приносит иногда огорчения. Пыль, жара, а если нет
ветра, то и совсем плохо. Так что же, ложиться в тень под дерево и ждать, пока
вечер наступит? Нет, конечно. Деятельный человек найдет способ избавиться от
жары. Один из таких способов - сооружение самодельного кондиционера (охладителя
воздуха) рекомендует московский инженер В. Королёв.
КОНДИЦИОНЕР
Кондиционеры бывают в основном двух типов: компрессорные и испарительные.
Изготовить компрессорный - своими силами трудно: очень уж он сложен и дорог.
Испарительный гораздо проще, и сделать его может любой - было бы только желание,
вернее, нежелание выносить жару в своем доме или в кабине автомобиля. Принцип
его работы основан на известном законе физики. Для испарения требуется тепло;
испаряющаяся вода забирает его из окружающего воздуха. Две конструкции, которые
можно изготовить своими руками, приведены на рисунках.
Первая установка (рис. 1) совсем проста. Чтобы её собрать, нужно иметь старый
инерционно-масляный воздухоочиститель автомобильного типа и центробежный
вентилятор с электромотором на 200Вт. (Фланцевое соединение можно заменить
гибким шлангом с хомутами или стяжными винтами.)
Если у вас есть только вентилятор, сделайте сами корпус испарителя. Не надо
повторять сложные формы воздухоочистителя, изготовленного в заводских условиях,
их следует максимально упростить.
Фильтрующий элемент изготовляется из мелкой сетки, свёрнутой несколькими
слоями в цилиндр заданного диаметра (250-300 мм). Внизу сетка припаивается к дну
корпуса. После подсоединения электромотора вентилятора и переключателя к цепи и
заполнения корпуса воздухоочистителя (ставшего теперь испарительной камерой)
водой установка готова к работе.
Вентилятор засасывает воздух, который требуется охладить, и подает его в
испарительную камеру. Воздух проходит через толщу воды крупными пузырьками и
выходит через фильтрующие сетки в выпускные отверстия. В пузырях, а также при
проходе через сетки, обладающие капиллярными свойствами, происходит интенсивное
испарение воды. При этом воздух теряет часть тепла и охлаждается.
Вторая конструкция (рис. 2) также состоит из центробежного электровентилятора
и смесительной камеры, роль которой здесь выполняет воздуховод прямоугольного
сечения, изогнутый с конца. Воздуховод лежит на баке, заполненном водой, и
крепится к нему. Внутри испарительной камеры устанавливается распылитель воды -
обычный пульверизатор, снабжённый насадкой. Проходное сечение насадки
регулируется воздушной заслонкой.
В этой установке испаряются частички воды, выбрасываемые пульверизатором.
Количество ее, подаваемое в распылитель, регулируется поворотом заслонки: чем
больше она открыта, тем больше воды засасывается из бака.
Для работы распылителя пульверизатора можно использовать микрокомпрессор
МК-1, соединив его приводом с валом электровентилятора. Привод микрокомпрессора
можно осуществить и от отдельного малогабаритного электромоторчика.
Корпус, бак, испарительную камеру, колена можно делать из любого водостойкого
материала: листового железа, плексигласа. Сетки для фильтров - мелкие, из
оцинкованной стальной или медной проволоки. Прокладки: твердый картон или
паронит.
В автомобиле установка размещается под ящиком для мелких вещей, на полу перед
ним или за задним сиденьем. В последнем случае для охлаждения сидящих впереди
должны быть установлены дополнительные воздуховоды.
Если в вентиляционной системе автомобиля имеется электровентилятор, то
необходимость в нём на самой установке отпадает.
Кондиционер можно поставить и в комнате, приделав к нему для устойчивости
основание.
РИС. 1. ПРОСТАЯ ИСПАРИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА: 1 - корпус; 2 - проволочная
сетка; 3 - воздуховод; 4 - отверстия для выхода охлажденного воздуха; 5 -
фланцевое соединение; 6 - вентилятор с мотором.
РИС. 2. ИСПАРИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА С ПУЛЬВЕРИЗАТОРОМ: 1 - бак с водой;
2 - заливная горловина; 3 - отверстия для воздуха: 4 - пульверизатор; 5 -
заслонка пульверизатора; 6 - фланцевое соединение; 7 - вентилятор с мотором.
|