Для сборки
автомобильного сабвуфера я приобрел
10-дюймовый низкочастотный динамик ALTRONIX E-RSW1039A (рис. 1), два электронных
набора для радиолюбителей - "Активный блок обработки сигнала для сабвуферного
канала" и "Мощный одноканальный усилитель низкой частоты" (МАСТЕР КИТ NM2117 и
NM2034), 5 м специального кабеля (ROCAR HIENDPCOFC SPEAKER CABLE) для
подключения акустической системы, корпус для сборки электроники (Z-4A), клеммы,
разъемы, штекеры.
Рисунок
1. Низкочастотный динамик ALTRONIX E-RSW1039A Но сначала пришлось заняться
изготовлением корпуса акустической системы типа "закрытый ящик" с фазоинвертором
(см. рис. 2).
Рисунок
2. Конструкция корпуса акустического агрегата закрытого типа с фазоинвертором
Полезный объем корпуса V, диаметр d, длину l трубы фазоинвертора и
другие параметры рассчитал на компьютере с помощью программы JBL SpeakerShop
(для расчетов можно воспользоваться и этой программой). Все эти расчеты
программа выполняет исходя из характеристик используемого динамика (полной
добротности Qts, резонансной частоты Fs, эквивалентного объема Vas и т.д.). В
моем случае получилось: d=60 мм, l=96 мм. Для динамиков другого типа эти
параметры будут, естественно, другими, и в конструкцию акустического агрегата
необходимо внести соответствующие изменения. Проще всего в домашних условиях
сделать корпус для сабвуфера в виде круглого бочонка, у которого динамик встроен
в одно из донышек. При этом оба донышка можно вырезать электролобзиком из ДСП
или многослойной фанеры (рис. 3), а цилиндрический корпус согнут из листа
ДВП.
Рисунок
3. Оба круглых донышка корпуса выпилены лобзиком из ДСП
Сначала я
сомневался в прочности такой конструкции и предполагал наклеить два слоя, но
после завершения сборки все мои сомнения развеялись, так как корпус получился
очень жестким и с ДВП в один слой. Согнуть же заготовку из листа ДВП в цилиндр
оказалось довольно просто. Для этого ее достаточно распарить с внешней стороны,
проглаживая утюгом через мокрую тяпку. После того как лист ДВП был согнут,
круглые донышки я вклеил ПВА и дополнительно закрепил скобками с помощью
строительного степлера. Готовый корпус с внешней стороны обшил ковролином
(наклеил и закрепил скобами) (рис. 4).
Рисунок
4. Готовый корпус обшивается ковролином В заключение вклеил трубу фазоинвертора,
закрепил на задней панели вставку с клеммами для подключения, подпаял провода и
установил на место динамик. Все получилось очень неплохо (рис. 5).
Рисунок
5. Акустический агрегат в собранном виде Со сборкой электроники никаких проблем
не возникло. В оба набора вложены довольно подробные и понятные инструкции, по
которым все можно собрать и подключить легко и просто (рис. 6).
Рисунок
6. Со сборкой электроники из наборов МАСТЕР КИТ не возникло никаких проблем
Единственное, что сделал не по инструкции - вместо рекомендованного для
микросхемы усилителя мощности радиатора площадью 600 см2 установил радиатор
центрального процессора (разъем Socket 370) с вентилятором, оставшимся после
модернизации компьютера. Замена оказалась вполне приемлемой. И, наконец,
электронику я специально вынес в отдельный корпус, хотя рациональнее было бы
поместить ее в корпусе акустического агрегата, выгородив для этого специальный
отсек. Но мне очень хотелось самому "покрутить" все эти ручки и настроить
сабвуфер непосредственно в салоне автомобиля при прослушивании реальной
"музыки". Поэтому собранный усилитель я разместил в перчаточном боксе (рис. 7),
а на его лицевую панель дополнительно установил отдельный выключатель
питания.
Рисунок
7. Электронный блок
автомобильного сабвуфера установлен в перчаточном
боксе, называемом в просторечье "бардачком" Звучит стереосистема с самодельным
сабвуфером ничуть не хуже, чем с фирменным, а стоит в несколько раз дешевле. Но
главное в том, что мне удалось
сделать автомобильный сабвуферсвоими
руками.