Суббота, 12.10.2024, 16:52 Приветствую Вас Гость |
|
Главная » 2010 » Июль » 6 » Анодная защита кузова от корозии
19:46 Анодная защита кузова от корозии |
О катодной защите кузова ранее писалось в здесь>>>
но в этот раз немного дополним эту статью.
Ржавчина - враг номер один
почти любого металла. «Рыжая чума», с завидным упорством и постоянством
превращающая сотни тонн сверкающей высокосортной, легированной стали в груды
коричневого порошка. Болезнь, для которой не существует преград... Но существуют
лекарства и от нее: гальванические покрытия, лаки и краски, битумы и мастики —
все они в принципе должны защитить металл. Но на деле все не так
просто.
Очень остро проблема защиты от коррозии стоит, к примеру, перед
автомобилистами. Общеизвестно, что если не принимать определенных мер, то кузов
автомобиля в течение четырех-пяти лет может превратиться буквально в ржавое
решето. Зачастую не помогают ни лакокрасочные покрытия, ни мастики, поскольку
кузов имеет немало закрытых полостей, пазух, карманов, коробов, в которых
дорожная грязь и сырость, замешанные на поваренной соли, создают великолепные
условия для электрохимической коррозии. А при современной толщине автомобильного
стального листа это приводит к весьма быстрому его выходу из строя.
Но от
коррозии можно не только защищаться броней из лака или хрома, ее можно и
обмануть, подсунув в виде приманки такой лакомый кусочек, как металл с более
высоким электродным потенциалом. Электродный потенциал? А какое он,
собственно, имеет отношение к коррозии металлов? Оказывается, самое
непосредственное.
Если опустить в сосуд с электролитом два электрически
связанных между собой металлических электрода, то один из них начнет
растворяться, другой же останется в неприкосновенности. Так вот, оказывается,
растворяется металл, электродный потенциал которого выше. Это свойство
гальванической пары и дало возможность использовать эффект сохранения катода для
предохранения от электрохимической коррозии кузова
автомобиля.
Судостроители давно уже используют этот принцип предохранения
внутренней части трюма от коррозии - они размещают внутри корпуса специальные
металлические аноды (из металла с более высоким электродным потенциалом, чем у
металла корпуса). Этот способ недавно взяли на вооружение и
автомобилисты.
Для анодной защиты применяют оребренные (для увеличения
поверхности) куски цинка С помощью вделанных в них постоянных магнитов они
прикрепляются в наиболее труднодоступных и загрязняемых местах кузова.
Электрическая связь осуществляется многожильным проводом: с помощью винтов
цинковый анод подсоединяется к кузову.
На его ребрах собирается дорожная
грязь, влага, поваренная соль и комплект «цинк — сталь» начинает работать так,
как работает всем известный гальванический элемент. При работе такой «батареи»
происходит растворение цинкового анода, катод в данном случае не
расходуется.
Рис.
1. Комплект для анодной защиты кузова автомобиля:
1 - оребренный
цинковый электрод, 2 - соединительный провод.
Процесс коррозии
напоминает работу гальванического элемента, поскольку сталь представляет собой,
в основном, сплав железа и углерода, то есть веществ с различными электродными
потенциалами. При попадании на поверхность такого сплава электролита между
молекулами железа и углерода начинает идти электрохимическая реакция,
сопровождающаяся растворением анода (железа) и переходом его в гидраты, а затем
и в окислы.
Рис.
2. Установка электрода в колесной нише.
Присутствие же
электрически связанного с основным металлом цинкового электрода в корне меняет
картину. По отношению, как к железу, так и к углероду цинк представляет собой
металл с более высоким электродным потенциалом, то есть выступает в роли анода.
Поэтому при наличии электропроводной среды, которая практически всегда
присутствует на поверхностях автомобильного кузова, электрохимическая реакция
идет с растворением анода (цинка), при сохранении катода, то есть металла
кузова.
Рис.
3. Установка электродов в этих точках наиболее эффективна:
1 -
коробчатые усилители брызговиков, 2 - места крепления корпусов фар и
подфарников, 3 - нижняя часть передней панели, 4 - полости за
щитками-усилителями передних крыльев, 5 - внутренние поверхности дверей, 6, 7 -
передняя нижняя часть заднего крыла и арка колеса по стыку с крылом, 8 - фартук
задней панели.
Как показали эксперименты, цинкового электрода
величиной со спичечную коробку хватает на 3—5 лет.
Обманите «рыжую чуму».
Подсуньте ей приманку — кусочек металла с электродным потенциалом выше, чем у
стали. Коррозия охотно вцепится в него, забыв про кузов вашего автомобиля как
минимум на три год.
|
Просмотров: 1549 |
Добавил: dima300682
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|