Если вы живете недалеко от водоема, сделайте по данным
чертежам швертбот, и испытайте все прелести плавания под парусом. Также корпус
швертбота можно использовать как основу небольшой мотолодки или
гребного тузика. Из материалов для него потребуются всего лишь два
листа фанеры и сосновые рейки.
Начинать работу над корпусом следует с постройки стапеля. Заготовьте
два деревянных бруска сечением 50 х 100 мм и длиной 2880 мм,
расположите их параллельно друг другу на расстоянии 300 мм и скрепите
тремя-четырьмя поперечинами. Теперь можно приступать к изготовлению
поперечного набора. Он состоит из трех шпангоутов — носового,
мидель-шпангоута и транцевой доски. Каждый из них необходимо вычертить
в натуральную величину на листе фанеры и, пользуясь этим листом как
плазом, собрать шпангоуты из сосновых досок толщиной около 20 мм.
Соединение отдельных элементов — вполдерева, на водостойком клее и
шурупах.
Теперь можно приступать к сборке корпуса. Установите шпангоуты на
стапеле. Укрепить их лучше всего шурупами. То, в результате в корпусе
окажутся «лишние» отверстия, не беспокоить вас впоследствии их можно
заделать деревянными пробками на клею.
Прорежьте пазы под килевой брус и временно прикрепите его одним
шурупом к мидельшпангоуту. Далее, последовательно подгибая килевой
брус, состыкуйте его с носовым шпангоутом и транцем. После подгонки
временный крепеж извлекается и брус окончательно ставится на свое
место. При этом используются эпоксидный клей и шурупы с потайной
головкой.
Теперь следует прорезать пазы в шпангоутах под остальные детали
продольного набора. Последовательность подгонки и установки реек та же,
что и для килевого бруса. После окончательной их вклейки в шпангоуты
проверьте с помощью линейки параллельность внешних граней продольного и
поперечного набора и, обнаружив, что линейка прилегает не полностью,
прострогайте рейки рубанком и зачистите рашпилем.
Обшивку корпуса лучше всего начинать с днища. Лист фанеры
прихватывается струбцинами и очерчивается карандашом по контуру с
припуском. После обрезки и предварительной подгонки обшивка фиксируется
с помощью шурупов и эпоксидного клея. Шурупы лучше всего использовать
латунные или стальные оцинкованные. После отвердения клея кромки
обшивки обработайте рубанком.
Точно так же обшиваются борта. Закончив эту работу, корпус можно
снять со стапеля и приступить к врезке внутренних стрингеров,
являющихся окантовкой и усилением верхней части борта. При этом
необходимо тщательно рассчитать их длину либо воспользоваться методом
последовательных приближений (перефразируя известную пословицу — семь
раз отрежь!). Между наружными и внутренними стрингерами вклеиваются
распорки толщиной 20 мм с шагом 300 мм. Две распорки должны быть
усилены — они будут использоваться как основания для уключин.
Стыки между бортами и транцем и между бортами и носовым шпангоутом
укрепляются угловыми кницами, выпиленными из фанеры толщиной 6—8 мм и
закрепленными на корпусе внакладку шурупами и клеем.
Шверцы вырезаются из сосновых досок либо из фанеры толщиной 15—18
мм. Их поперечное сечение напоминает двояковыпуклый симметричный
профиль самолетного крыла. В верхней части шверцов с обеих сторон
каждого необходимо наклеить фанерные (толщиной 8 мм) накладки. Руль
парусника — из десятимиллиметровой фанеры; румпель, шарнирно
соединенный с рулем,— из дубового бруска.
По окончании этих работ можно приступать к отделке корпуса.
Предпочтительнее оклеить его снаружи стеклотканью на эпоксидном клее,
но допустимо и просто прошпаклевать, загрунтовать и окрасить в желаемый
цвет. Руль, шверцы и банки следует пропитать горячей олифой и
отлакировать. Парусное вооружение швертбота — латинское, площадью 4,5 м2.
Мачта закрепляется на расстоянии 760 мм от носа (шверцы при этом
располагаются на удалении 1220 мм от носа). Для определения центра
парусности и центра бокового сопротивления можно воспользоваться
следующими способами. Для треугольного паруса (каким, собственно, и
является латинский) его центр определяется как точка пересечения медиан
— линий, делящих сторону, противоположную соответствующему углу,
пополам. Центр же бокового сопротивления корпуса швертбота проще всего
найти опытным путем. Для этого в предполагаемом (сугубо
ориентировочно!) центре бокового сопротивления к борту привязывается
веревка и лодку боком тянут по воде. Если при этом положение ее
изменяется, то предполагаемый центр выбран неправильно и точку привязки
следует изменить, добиваясь, чтобы лодка передвигалась строго боком.
При этом место прикрепления веревки и будет истинным центром бокового
сопротивления.
При установке мачты и шзерцов необходимо добиться, чтобы центр
парусности располагался на 100—150 мм ближе к носу, чем центр бокового
сопротивления. Высота мачты - 3200 мм. Диаметр ее около основания - 60
мм, а верхней же части - 40 мм. Гафель и гик паруса — из алюминиевых
труб диаметром 30-40 мм и длиной 3000 мм. Вполне можно сделать их из
сосновых брусков соответствующей длины. Гафель и гик соединяются с
парусом карманами, пришитыми к основному полотнищу.
Небольшая площадь паруса позволяет обойтись без сложной системы
блоков. Вам потребуется всего один блок, закрепленный с помощью
вертлюга на килевом брусе, и два-три метра растительного или
капронового каната (для гика-шкота). |