Если вы живете недалеко от водоема, сделайте по данным чертежам швертбот, и испытайте все прелести плавания под парусом. Также корпус швертбота можно использовать как основу небольшой мотолодки или гребного тузика. Из материалов для него потребуются всего лишь два листа фанеры и сосновые рейки. Начинать работу над корпусом следует с постройки стапеля. Заготовьте два деревянных бруска сечением 50 х 100 мм и длиной 2880 мм, расположите их параллельно друг другу на расстоянии 300 мм и скрепите тремя-четырьмя поперечинами. Теперь можно приступать к изготовлению поперечного набора. Он состоит из трех шпангоутов — носового, мидель-шпангоута и транцевой доски. Каждый из них необходимо вычертить в натуральную величину на листе фанеры и, пользуясь этим листом как плазом, собрать шпангоуты из сосновых досок толщиной около 20 мм. Соединение отдельных элементов — вполдерева, на водостойком клее и шурупах. Теперь можно приступать к сборке корпуса. Установите шпангоуты на стапеле. Укрепить их лучше всего шурупами. То, в результате в корпусе окажутся «лишние» отверстия, не беспокоить вас впоследствии их можно заделать деревянными пробками на клею. Прорежьте пазы под килевой брус и временно прикрепите его одним шурупом к мидельшпангоуту. Далее, последовательно подгибая килевой брус, состыкуйте его с носовым шпангоутом и транцем. После подгонки временный крепеж извлекается и брус окончательно ставится на свое место. При этом используются эпоксидный клей и шурупы с потайной головкой. Теперь следует прорезать пазы в шпангоутах под остальные детали продольного набора. Последовательность подгонки и установки реек та же, что и для килевого бруса. После окончательной их вклейки в шпангоуты проверьте с помощью линейки параллельность внешних граней продольного и поперечного набора и, обнаружив, что линейка прилегает не полностью, прострогайте рейки рубанком и зачистите рашпилем. Обшивку корпуса лучше всего начинать с днища. Лист фанеры прихватывается струбцинами и очерчивается карандашом по контуру с припуском. После обрезки и предварительной подгонки обшивка фиксируется с помощью шурупов и эпоксидного клея. Шурупы лучше всего использовать латунные или стальные оцинкованные. После отвердения клея кромки обшивки обработайте рубанком. Точно так же обшиваются борта. Закончив эту работу, корпус можно снять со стапеля и приступить к врезке внутренних стрингеров, являющихся окантовкой и усилением верхней части борта. При этом необходимо тщательно рассчитать их длину либо воспользоваться методом последовательных приближений (перефразируя известную пословицу — семь раз отрежь!). Между наружными и внутренними стрингерами вклеиваются распорки толщиной 20 мм с шагом 300 мм. Две распорки должны быть усилены — они будут использоваться как основания для уключин. Стыки между бортами и транцем и между бортами и носовым шпангоутом
укрепляются угловыми кницами, выпиленными из фанеры толщиной 6—8 мм и
закрепленными на корпусе внакладку шурупами и клеем. Шверцы вырезаются из сосновых досок либо из фанеры толщиной 15—18 мм. Их поперечное сечение напоминает двояковыпуклый симметричный профиль самолетного крыла. В верхней части шверцов с обеих сторон каждого необходимо наклеить фанерные (толщиной 8 мм) накладки. Руль парусника — из десятимиллиметровой фанеры; румпель, шарнирно соединенный с рулем,— из дубового бруска. По окончании этих работ можно приступать к отделке корпуса.
Предпочтительнее оклеить его снаружи стеклотканью на эпоксидном клее,
но допустимо и просто прошпаклевать, загрунтовать и окрасить в желаемый
цвет. Руль, шверцы и банки следует пропитать горячей олифой и
отлакировать. Парусное вооружение швертбота — латинское, площадью 4,5 м2.
Мачта закрепляется на расстоянии 760 мм от носа (шверцы при этом
располагаются на удалении 1220 мм от носа). Для определения центра
парусности и центра бокового сопротивления можно воспользоваться
следующими способами. Для треугольного паруса (каким, собственно, и
является латинский) его центр определяется как точка пересечения медиан
— линий, делящих сторону, противоположную соответствующему углу,
пополам. Центр же бокового сопротивления корпуса швертбота проще всего
найти опытным путем. Для этого в предполагаемом (сугубо
ориентировочно!) центре бокового сопротивления к борту привязывается
веревка и лодку боком тянут по воде. Если при этом положение ее
изменяется, то предполагаемый центр выбран неправильно и точку привязки
следует изменить, добиваясь, чтобы лодка передвигалась строго боком.
При этом место прикрепления веревки и будет истинным центром бокового
сопротивления. При установке мачты и шзерцов необходимо добиться, чтобы центр парусности располагался на 100—150 мм ближе к носу, чем центр бокового сопротивления. Высота мачты - 3200 мм. Диаметр ее около основания - 60 мм, а верхней же части - 40 мм. Гафель и гик паруса — из алюминиевых труб диаметром 30-40 мм и длиной 3000 мм. Вполне можно сделать их из сосновых брусков соответствующей длины. Гафель и гик соединяются с парусом карманами, пришитыми к основному полотнищу. Небольшая площадь паруса позволяет обойтись без сложной системы блоков. Вам потребуется всего один блок, закрепленный с помощью вертлюга на килевом брусе, и два-три метра растительного или капронового каната (для гика-шкота). |